Главная :: Акустика:: Отличные Басы - это просто.2006-08-01
Домашнее применение Акустических систем требует от производителей изготовления все более миниатюрных АС с большим БАСом. Самые первые попытки запихать динамик в ящик в конце концов привели к успеху и громадному росту производства АС в закрытом ящике. Но эти ящики были очень большими и нижняя граничная частота динмика в таком оформлении сильно возрастала. Если сделать ящики еще меньше - то на аЧХ неминуемо вырастал горб и это будет мидбасовая АС с горбом на 100 герц = С-90 производства СССР.
Одним из способов "запихать" днамик с высокой добротностью в маленький ящик является специфическое применение резонатора Гельмгольца. Впервые такая вариация применения резонатора Гельмгольца была использована давно на западе и в старых отечественных радиолах Урал и Эстония. По сути это дополнительный пассивный резонатор. Воздух в горловине является колеблющейся массой, а объем воздуха в сосуде играет роль упругого элемента. Основная часть кинетической энергии колебаний оказывается сосредоточенной в горле резонатора, где колебательная скорость частиц воздуха имеет наибольшую величину. Частным сдучаем применения таого резонатора является введение дополнительных потерь трения на выходе горловины. Если увеличить потери в горле или уменьшить сечение горловины, такой резонатор становится режекторным (подавляющим) фильтром, поглощающим энергию внешних колебаний. Самым простым вариантом использования такого варианта резонаторов была перфорированная задняя стенка в ламповых радиолах. Она демпфировала высокодобротные динамики на частоте основного резонанса. В Эстонии 3 был впервые применено дополнительное демпфирование этого резонатора тканью. Это было первое Советское изделие с внешней АС и полноценной ПАС. Внутри этого агрегата стояло последовательно два 10\" широкополоснных динамика 6ГДР-1 сопротивлением 1.2 ома каждый. Но какой бас и вообще звук выдает этот агрегат. И сегодня данное техничесое решение может быть отличным вариантом для изготовления среднечастотного звена трехполосных систем при использовании 8-10 дюймовых широкополосников с полной добротсностью 0.7-1. Вот вам и ПАС
Однако есть еще одно очень интересное примененние такого резонатора Гельмгольца с тряпочным демпфированием. Это нагрузка для низкочастотной головки в АС.
В 1955 году английская компания GOODMANS INDUSTRIES, Ltd. Запатентовала \"новое акустическое оформление для громкоговорителя\".
И:: никакого мошенничества , но можно заработать на потребителях \"таинственных\" ARU. Однако это таинственное использование нового- старого резонатора Гельмгольца по сути дает возможность сегодня делать отличные АС закрытого типа (или вернее massloaded или bassreflex (язык не поворачивается назвать ФИ): со звучанием низов как в очень больших АС закрытого типа). Сегодня нет уже и самой компании Goodmans и динамики той поры редкость, да и параметров Тиля-Смолла производитель тогда не оглашал, ограничиваясь магнитной индукцией в зазоре и частотой основного резонанса. Но и одного динамика достаточно, чтобы восполнить этот пробел в информации с учетом вычислительно-измерительных возможностей современных радиолюбителей. Лучшие для того времени низкочастотники и широкополосные динамики имели мощнейший мотор, показатель BL более 10-30, и показатель полной добротности около 0.20 и резонансную частоту около 30 герц, мягкий компрессионный подвес. Эти динамики различных фирм использовались в практически одинаковых ящиках 7-8 кубических футов и все были нагружены подобными резонаторами Гельмгольца. Применение этого подхода позволяло сделать АС размерами примерно шириной 60, высотой 90, глубиной 40см. С нижней граничной частотой порядка 35-40 герц. Что было потом в мире аудио пока вспоминать не будем.. как дошли до полочных кАлонок с ФИ и нижней граничной частотой 20 герц:. типа мультимедиа Бум-Цаца - лучше поговорить отдельно, ни фазочастотные искажения, ни искажение спектра и формы сигнала не нормируется при изготовлении АС - АЧХ и КНИИ на синусе в 1 ватт - вот что главное в современных кАлонках. Это тоже ловкий трюк маркетинга.
Но вернемся к 12 дюймовым стандартам 60х годов. Если не задаваться проблемами достижения высокого уровня SPL и дрессировкой соседей, и ограничится разумными размерами акустических систем в рамках советских Электроник 100АС-063, то сегодня с очень высокой вероятностью успеха можно сделать отличные акустические системы, если не экономить на динамиках. Современная аудиопромышленность для автомобильного применения делает отличные длинноходовые динамики с мощными моторами. Задавшись целью, можно найти аналоги старых систем и среди профессиональных динамиков и динамиков для домашнего применения. Отличительной особенностью таких динамиков является большой линейный ход, высокая чувствительность и мощный мотор. Как правило и цена немаленькая - мощный мотор требует большого и дорогого магнита:
В литературе нет ни математического описания такого резонатора Гельмгольца с высокими потерями ни методики его расчетов. Поэтому данный подход не распространен среди радиолюбителей. Имеется много описаний конструкция 60х годов, где видно, что порт выполнен в виде набора щелевых или круглых вырезов в стенке АС. Общая площадь таких щелевых вырезов находится в пределах 10-50 процентов от эффективной площади излучения динамика и задемпфирована тканью с высокими потерями на трение волокон типа стеклоткани и хб. ткани или льна.
Никакие программы симуляции и моделирования поведения АС не закладывают в свои алгоритмы расчет и поведение таких резонаторов. В электрическом плане это сопротивление, которое подключается в параллель с динамиком и на кривой входного импеданса наблюдается снижение пика резонанса динамика и растягивание этого горба (если конечно настроить их на одну частоту).
Попробуем найти приблизительную методику расчета такого ПАС. Собственная частота резонатора Гельмгольца равна: | ||
F - частота, Гц; C0 - скорость звука в воздухе (340 м/с); S - сечение отверстия, м2; L - длина отверстия, м; V - объем резонатора, м3. |
Если выразить площадь отверстия через диаметр, раскрыть радикалы и сократить, получается выражение для определения диаметра отверстия:
Методика расчета предельно проста. Рассчитываем или измеряем частоту резонанса головки в закрытом корпусе этого объема. Затем рассчитываем на эту частоту Резонатор Гельмгольца , используя желаемую величину массы воздуха в этом резонаторе и толщину стенок АС, которая будет и стенками для резонатора. Желаемая величина воздуха - вот тут и есть видимо взаимосвязь площади ПАС с диаметром диффузора - в идеале как я понимаю, нам нужно запихать в резонатор воздух не менее чем максимально перемещаемый подвижной системой объем воздуха: С учетом геометрических размеров отверстий и толщины стенок корпуса. В теле такого резонатора будет масса воздуха, сопоставимая с массой перемещаемого подвижкой системой.. и предполагается или основываясь на экспериментальных данных, что эти массы как раз и эквивалентны при пощади ПАС около 10% от эффективной площади излучения диффузора. Далее, проводим расчет с учетом того, что мы хотим сделать такой резонатор набором отверстий заданного диаметра или щелей малых размеров. А вот потом уже начинается доводка напильником - корректировка на месте и количества таких минирезонаторов и подбор тряпки - дополнительных потерь в горловине порта по достижению минимума резонансной частоты и горба резонанса (совмещение резонансных частот и оптимизация потерь трения в тряпке). Тут все прикидки только примерные - и настраиваются руками.
Классическое применение такого Резонатора Гельмгольца-ПАС-aperiodic membrane-Variovent -ARU - называйте как хотите сегодня очень перспективно при изготовлении действительно качественных АС для себя, когда сложность конструкции и настройки с лихвой покрывается полученными результатами. Например? Например, это может быть высококачественный сабвуфер, это может быть многополосная АС или отдельное СЧ звено в многополоске. Это может быть и оформление для широкополосника - что с успехом доказала фирма Хелиум. И не случайно некоторые производители наигравшись с классическим в понимании Советского пользователя Фазоинвертором, смотрят снова на названия вариовент, апериодическая мембрана, и т.п. В автомобильной же технике данная вариация резонатора Гельмгольца просто дает потрясающие результаты. В принципе, программа BassBox 6 pro позволяет изменять потери в порте фазоинвертора. Вот примерно что получается при моделировании 12 дюймового динамика с параметрами старого Гудманс Аксиом 301 в ящике из их каталога 170 литров при этом примерные параметры Тиля - Смолла динамика:
Честно говоря, это конечно на глазок все сделано - нужно бы более точно параметры упругости подвеса знать и прочие параметры..., но что есть - то есть. (227мм эффективного диаметра - измерил у реального Гудманса 201) Как сказать программе про overhung намотки катушки и +-10мм линейного хода тоже не знаю.
В данном варианте как раз оптимум получается при суммарной площади отверстий 10% от эффективной площади излучения диффузора и толщине стенок АС 45мм. \"ПАС\" точно настроена на резонансную частоту динамика. Остальное не совсем понятно - как там регулировать потери в резонаторе и сэмулировать тряпку в данной программе и посмотреть на реальную кривую импеданса и полной добротности с учетом тряпочнонагруженного резонатора : видимо вручную при макетировании.
Параметры ящика: Высота 900, ширина 555 и глубина 35сантиметров. Можно увеличить в высоту, можно сделать золотое сечение и призмы - не важно: важно то, что Goodmans и Wharfedale в 60х годах еще до опубликования трудов Тиля и Смолла точно определяли требуемое и оптимальное оформление для динамиков 7 с копейками кубических футов и около 170 литров объема АС. Абсолютное соответствие конструкций 60 летней давности корпусов и современной программы моделирующей все на основе математических моделей электрических эквивалентов. На основе исходных данных в виде внутреннего объема, я нарисовал в программе BCAD чертежи Акустических систем для широкополосного динамика. НО это может быть и двух и трехполосная система. И с комбинированным басовиком (НЧ+ШП в параллель в одном ящике с разнесением резонансной частоты как это любили делать на Wharfedale в 50-60х годах)
Безусловно, все отталкивается от исходных параметров динамика - но большой линейный ход, исходная резонансная частота около 30 герц и мощный мотор - это осознанная необходимость.
Комментарии
Здесь никто ничего не написал. Вы можете быть первым.